Женщина, 39 лет, не имеющая семейных отношений, со средним образованием, работающая в сфере услуг и имеющая доход 30 тыс. рублей. Так выглядит портрет заемщика микрофинансовых организаций, по версии компании «Домашние деньги».
В среду компания представила его широкой публике. В прошлом году жизнь этой женщины сильно осложнилась в связи с падением реальных доходов, поэтому занимать она стала меньше и исключительно на неотложные нужды.
Компания «Домашние деньги», которая занимает около четверти рынка микрофинансовых организаций (МФО) и работает в 57 регионах России, уже не первый раз составляет портрет своего заемщика. Выборка вполне представительная, учитывая 300 тыс. клиентов по всей стране, а также миллион выданных займов. Аналитическое исследование, подчеркивают в компании, учитывало экономические, поведенческие, территориальные, сезонные характеристики и гендерные факторы.
Тенденция к обеднению населения сильно отразилась на поведении заемщика.
В качестве факторов влияния на поведение заемщика в прошлом году исследователи отмечают замедление экономического роста в 2013–2014 годах и сползание в рецессию в 2015-м, девальвацию рубля почти в два раза при высокой доле импорта в потребительской корзине, рост стоимости кредитов, снижение реальных доходов из-за высокой инфляции в 2015 году — 16% населения (плюс 7% к 2013 году) имеют доходы ниже прожиточного минимума. Тенденция к обеднению населения сильно отразилась на поведении заемщика.
Впрочем, номинальные доходы обращающихся за займом в МФО в прошлом году выросли с 26,6 тыс. до 30 тыс. рублей (у «Домашних денег» — 30,1 тыс. и 30,4 тыс. рублей соответственно). Сами авторы исследования объясняют это, в частности, тем, что в 2015-м происходило перетекание заемщиков с более высоким уровнем дохода из банковского сектора.
Фактически все заявки МФО удовлетворяют в полном размере.
Изменения в 2015 году произошли в размере запрашиваемой суммы займа и сроках погашения займа. Снижение покупательной способности оказало отрицательное влияние на средний размер займа. Сумма займа снизилась с 24,5 тыс. рублей до 22,5 тыс. рублей. Важно отметить смену тенденции — преобладание среднего дохода над средней суммой займа. Средняя продолжительность займа сократилась с 45 недель в начале 2014 года до 36 недель в последнем квартале 2015-го. Заемщики умерили аппетиты и запрашивают меньшую сумму (в среднем менее 25 тыс. рублей). Фактически все заявки МФО удовлетворяют в полном размере.
Умерили заемщики и свои желания в плане целей. Традиционно самая популярная причина займа — неотложные нужды — существенно нарастила свою долю в 2015 году с 53% до 66%. При этом на остальные виды (ремонт, оплата лечения, покупка техники и мебели) спрос заметно снизился. То есть люди предпочитали занимать на самое необходимое, отложив другие нужды на более благоприятные времена.
Услугами МФО пользуются в основном люди, не имеющие семейных отношений.
Изменения произошли и в деталях портрета заемщика, хотя неизменным по сравнению с 2014 годом остался возраст заемщика — 39 лет. При этом 50% займов выдается людям от 18 до 37 лет. Чаще всего занимают женщины, которые при этом еще и старше мужчин на четыре-пять лет. Кроме того, услугами МФО пользуются в основном люди, не имеющие семейных отношений, причем доля одиноких женщин выше, чем мужчин. Исключение составляют лишь Южный федеральный округ плюс Северный Кавказ, ЦФО, Приволжский федеральный округ, где доля семейных близка к 47%.
Однако одиночество детям не помеха. Авторы исследования подчеркивают, что большинство заемщиков имеют детей. С одним-двумя детьми выше доля клиентов МФО в Москве и области, на втором месте — Северо-Западный округ. По количеству заемщиков с тремя детьми лидирует Уральский округ, что авторы исследования объясняют социокультурными особенностями региона.
Более образованные люди чаще прибегают к услугам МФО в период отпусков.
Чаще всего (около 75%) к услугам МФО обращаются люди со средним образованием. Их доля довольно стабильна с небольшими колебаниями внутри года. Стабильна и доля заемщиков со средним специальным образованием и выше. Правда, в этом случае на колебания спроса оказывает сезонность. Более образованные люди чаще прибегают к услугам МФО в период отпусков.
В 2015 году МФО продвинулись в техническом смысле и привлекли таких же клиентов. Так, если в 2014 году заявки в 53% случаев поступали через колл-центры и только 38% через интернет, то в 2015-м произошел перелом и показатели поменялись кардинально — 32% и 55% соответственно. Важной тенденцией является растущая популярность среди заемщиков МФО финансовых приложений для смартфонов. Доля проникновения смартфонов среди клиентов составляет 15–27%. По оценкам компании, доля будет расти, при этом разрыв между регионами и Москвой будет сокращаться за счет появления бюджетных вариантов смартфонов и больших темпов роста проникновения смартфонов в регионах.
Реже всего занимают у микрофинансовых организаций работники на госслужбе.
Реже всего занимают у микрофинансовых организаций работники на госслужбе. На них приходится менее 10% займов. Чаще всего клиентами МФО являются россияне, работающие в сфере услуг (более 33%) и торговле (более 26%). Не упустили возможности авторы исследования посмотреть на заемщика с точки зрения принадлежности к знакам зодиака. Оказывается, и здесь есть своя система. Так, больше всего занимают Близнецы и Львы, меньше всего — Стрельцы. При этом Стрельцы наряду с Девами и Скорпионами являются самыми надежными плательщиками, на их долю приходится наименьшее количество займов с просрочкой. Хуже всего расплачиваются Козероги, Раки, Весы и Близнецы.
Целевая аудитория МФО — примерно 70% взрослого населения страны.
«Экономическая ситуация во многом повлияла на поведение заемщика, но при этом спрос на услуги МФО остается неизменным и достаточно высоким. В 2016 году рост рынка, по нашей оценке, составит 20–25%. Приоритетом компании остается развитие в городах, где недоступны банковские услуги. Целевая аудитория МФО — примерно 70% взрослого населения страны»,— резюмирует главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов.
Действительно, не взирая на то что заемщикам приходится ограничивать себя в желаниях и потребностях, потенциал у МФО есть. Например, как отмечается в исследовании, число повторных клиентов за последние два года выросло и составило 39%. Больше всего вторично обращаются в Москве и области, а также ЦФО. Но увеличивается количество повторных обращений и в других регионах, например в Приволжском, Уральском и Южном федеральных округах.
Источник: http://bankir.ru