Согласно результатам исследования Citi и РМЦ, в 9 случаях из 10 микрофинансирование помогает увеличить прибыльность бизнеса.
6 ноября в офисе Citi прошел брифинг на тему «Социальное воздействие микрофинансирования: мифы или реальность?». Михаил Мамута, президент Российского микрофинансового центра, представил результаты исследования о влиянии микрофинансирования на жизнь клиентов с низким уровнем достатка. При этом влияние оценивалось по показателям из разных сфер – как бизнеса, так и семьи.
Результаты исследования, проведенного Российским микрофинансовым центром (РМЦ) и фондом Citi, подтвердили важную социальную роль микрофинансирования. 90% респондентов отмечают повышение прибыли бизнеса в результате обращения к микрофинансовым организациям (МФО), 55% - увеличение активов, 36% – создание рабочих мест, 30% – расширение «географии» бизнеса. 68% клиентов МФО говорят о повышении доходов домашнего хозяйства в результате обращения к МФОза микрозаймом на развитие бизнеса.
Помимо этого, более половины респондентов (51%) отметили, что средства, полученные от МФО, открыли для них доступ к услугам более крупных финансовых институтов.
У клиентов МФО темпы роста ключевых показателей бизнеса оказались выше по сравнению с предпринимателями, к МФО не обращавшимися. Так на выходе из кризиса (2010 год) 61% клиентов отмечали рост прибыли, тогда как среди не клиентов о росте этого показателя сообщили лишь 22%.
Особенно заметное влияние МФО оказывают на клиентов, имеющих ограниченный доступ к банковскому кредитованию – это микробизнес, малообеспеченное население, жители малых городов, а также женщины.
Клиентов, которым микрофинансирование помогло увеличить семейный доход, в областных городах и сельской местности на 16% (73% против 57%) больше, чем в столице региона.
Семьям предпринимателей с низкими доходами на 19% (47% против 28%) чаще удалось повысить социальный статус, чем более финансово-благополучным.
Микробизнесу с числом работников от 1 до 3 микрофинансирование на 14% чаще помогало почувствовать себя более уверенным в финансах, чем более крупным малым предприятиям. Среди первых такой эффект ощутили 75% опрошенных клиентов.
Женщины, став клиентом МФО, повышают свою роль в управлении собственными активами и семейном планировании. Среди клиентов МФИ роль «лидера» между сильным и слабым полом распределилась поровну. В группе не клиентов мужчины эту функцию выполняют практически в два раза чаще.
«Результаты исследования показывают, что классическое микрофинансирования направленно в первую очередь на поддержку малообеспеченного населения и жителей глубинки, - отметил Михаил Мамута. При отсутствии других источников финансирования, именно услуги МФО помогают развиваться начинающему бизнесу. Это говорит о том, что развитие микрофинансирования бизнеса способно помочь в решении важных социальных задач – развития среднего класса и реализации предпринимательского потенциала граждан», заключил он.
В России данное исследование проводилось впервые. Его объектами стали клиенты и не клиенты МФО: предприниматели (малые и микро предприятия и индивидуальные предприниматели) и домашние хозяйства руководителей малых и микро предприятий, индивидуальных предпринимателей.
С самим исследованием вы можете ознакомиться на сайте РМЦ http://rmcenter.ru/analitics/research/detail.php?ID=3938
Материалы предоставлены информационным порталом Микрофинансирование в России