Неприсоединение к американскому налоговому закону FATCA оборачивается реальными рисками для российского бизнеса. Первым пострадал небанковский финансовый сегмент. Опасаясь санкций со стороны западных контрагентов, российские банки и небанковские кредитные организации начали требовать от коллег-финансистов из смежных секторов регистрации у американских налоговиков, угрожая "ухудшением операционной среды". То есть как минимум более жестким контролем, как максимум — закрытием счетов. Устранение рисков путем присоединения к FATCA обойдется МФО, НПФ, брокерам, страховщикам и прочим недешево: затраты оцениваются в десятки миллионов рублей на одного игрока.

О практической реализации первых рисков, связанных с американским налоговым законом FATCA, "Ъ" рассказали участники финансового рынка. В частности, по данным "Ъ", РНКО "Платежный центр" (работает под брендом "Золотая корона") предупредила микрофинансовые организации (МФО), находящиеся у нее на обслуживании, о необходимости присоединиться к FATCA либо получить отказ в обслуживании. В "Золотой короне" эту информацию подтвердили. "Мы требуем от МФО, для клиентов которых выпускаем свои карты, регистрироваться в IRS (Служба внутренних доходов США.— "Ъ"), иначе не будем их обслуживать",— уточнил председатель совета директоров "Золотой короны" Николай Смирнов. До сих пор в России четкие требования регистрироваться в IRS выдвигались лишь в отношении банков и небанковских кредитных организаций (НКО).

FATCA наоборот

В апреле стало известно, что российские власти, похоже, решили извлечь для себя выгоду от американского закона FATCA, обязывающего финансовые организации информировать налоговиков США (IRS) об американских налоговых резидентах за рубежом. Прежде чем взаимодействовать с IRS, российским финансистам потребуется предоставить соответствующую информацию российской налоговой службе, причем в гораздо большем объеме, чем того требует FATCA

Дело в том, пояснил господин Смирнов, что МФО в понимании FATCA также являются финансовыми институтами, поскольку принимают сбережения по аналогии с банковскими вкладами. В таком случае их неприсоединение к FATCA придает им статус нарушителей американского закона и грозит присоединившимся банкам и НКО, имеющим таких клиентов на обслуживании, необходимостью удерживать 30-процентный налог с поступлений в их пользу. "В отсутствие такого права у банков по российскому законодательству РНКО придется делать это за свой счет",— опасается господин Смирнов.

FATCA — американский налоговый закон, требующий от присоединившихся к нему финансовых институтов ежегодно направлять отчетность об остатках на счетах выявленных финансовых институтов, а также физлиц с американским гражданством и юрлиц с американскими бенефициарами начиная с 2015 года.

Получение запроса от "Золотой короны" "Ъ" подтвердили в одной из крупнейших МФО, для которой РНКО выпускает карты,— "Домашние деньги". Там с таким подходом не согласны. "Мы подготовили свое заключение, которое вскоре направим в РНКО,— отмечает главный исполнительный директор "Домашних денег" Андрей Бахвалов.— Мы считаем, что необходимость регистрации в IRS касается только тех компаний, которые принимают инвестиции от американских граждан. Отслеживать движение по их счетам должны банки, где они открыты, и относить нас к фининститутам в понимании FATCA нельзя".

Почему этот вопрос был поднят именно сейчас, хотя к FATCA банки готовились несколько лет, господин Смирнов уточнить отказался. По словам источников "Ъ", причина — в рекомендации иностранных банков-контрагентов по проверке всей клиентской базы российских банков на предмет соответствия требованиям FATCA (до сих пор на рынке считалось, что это требуется в отношении банков и корпоративных клиентов). Эту информацию в "Золотой короне" не комментируют. Источник "Ъ", близкий к Росфинмониторингу, сообщил, что ему неизвестно о такой проблеме.

Тем не менее первый ставший известным случай широкого трактования FATCA, как выяснилось, не единичный и может быть началом целого тренда, указывают участники рынка.

Условия мелким шифром

Первая передача отчетности российскими банками американским налоговикам в рамках исполнения закона FATCA оборачивается для банков новыми рисками нарушения российских законов. Так как налоговая служба США требует от банков использовать методы шифрования, не сертифицированные в ФСБ, исполнение этих требований может привести к нарушению российских требований о защите персональных данных.

Так, в еще одной крупной МФО, "Быстроденьги", рассказали, что получили запрос по теме FATCA уже от одного из банков-партнеров. "Мы изучили вопрос и сформировали свою позицию по нему, и считаем, что введение FATCA не скажется на нашем бизнесе,— отметил гендиректор МФО "Быстроденьги" Юрий Провкин.— В то же время срок заполнения анкеты не определен, и сейчас мы ждем развития событий". Ждут его и банки. "В такой ситуации мы пока, не разрывая сотрудничества, расставляем по таким неопределившимся клиентам маячки и не допускаем проведения по их счетам операций, по которым может возникнуть необходимость удерживать налог",— отмечает сотрудник отдела ПОД/ФТ в одном из банков топ-10. Во избежание рисков некоторые МФО, не будучи зарегистрированными в IRC и считая, как и их коллеги, что FATCA на них не распространяется, все же по доброй воле частично исполняют американский закон.

В частности, такую позицию заняла компания MoneyMan. Как сообщил ее управляющий директор Александр Дунаев, запросов от банков она пока не получала, но при принятии инвестиций от физлиц спрашивает у них об американском гражданстве.

Проблема с расхождениями в понимании того, на кого же распространяется FATCA, возникает не впервые. Связана она с тем, что в американском законе приведены лишь общие описания деятельности финансовых институтов. "Так называемые серые зоны, из которых неясно, следует или нет относить, например, МФО к финансовым институтам, существовали с самого начала",— отмечает независимый эксперт в области комплаенс и ПОД/ФТ Дмитрий Чистов. "Есть ли реальная необходимость регистрировать в IRS все существующие МФО (на 17 июля — более 6,7 тыс. штук.— "Ъ"), действительно неясно, и каждая организация в данном случае должна принимать это решение самостоятельно",— отмечает он. В то же время позиция банков в том, признавать ли МФО автоматически финансовыми институтами в рамках своего комплаенса зависит от их риск-аппетита, добавляет он: чем он ниже, тем больше требований банк предъявляет к своим партнерам. "Если бы между США и Россией было подписано межстрановое соглашение (сорвалось весной 2014 года из-за введения антироссийских санкций.— "Ъ"), страны могли бы договориться о том, какие категории лиц не будут считаться финансовыми институтами по FATCA",— поясняет партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба.

Как банки запутались в FATCA

Американский налоговый закон FATCA, который российские банки начали исполнять с лета 2014 года, обернулся для них первыми проблемами. Представители "большой четверки" аудиторских компаний, оказывающие консалтинговые услуги по FATCA, разошлись в трактовке его норм и дают своим подопечным противоположные рекомендации по идентификации банков.

В такой ситуации проблема с МФО — лишь верхушка айсберга, указывают эксперты. По оценке господина Кандыбы, на данный момент 20-30% клиентской базы банков могут быть признаны неприсоединившимися финансовыми институтами, впервые отчитаться о которых им предстоит уже в марте 2016 года. Кроме МФО, в зоне риска — НПФ, брокерские, страховые компании. Они с расширенной трактовкой не согласны. "По сведениям на рынке, НПФ планировалось вывести из-под действия FATCA в рамках межстранового соглашения,— отмечает руководитель службы финансового мониторинга НПФ "Европейский пенсионный фонд" Сергей Лисицкий.— Пока нам от банков никаких требований зарегистрироваться в IRS не поступало, но для себя мы уже решили, что не соответствуем критериям FATCA. Аналогичную позицию, судя по всему, занимает и подавляющее большинство других НПФ". "Дело в том, что по требованиям FATCA мы должны отчитываться лишь о тех клиентах с американскими корнями, на чьих счетах концентрируется более $50 тыс., а таких пенсионеров в России, к сожалению, нет",— поясняет он. "Но если регистрироваться в IRS все же придется, это будет означать большой объем дополнительных расходов на комплаенс, человеческие ресурсы, на мониторинг и раскрытие "нулевой" отчетности в IRS",— отмечает господин Лисицкий. Ранее НП НПС оценивала затраты на выполнение FATCA в несколько десятков миллионов рублей с одной кредитной организации.

Ольга Шестопал

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2772516