Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2023 г. № 14-6/ООГ-97

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на вопрос, можно ли оформить приказы (распоряжения) об увольнении работника и документы, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда в электронном виде, сообщает следующее.

Согласно ТК РФ, работодатель может вести кадровый электронный документооборот, но он не применяется в отношении трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников, акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.

Таким образом, подписание вышеуказанных документов осуществляется только на бумажном носителе.

Введение данной нормы связано с исключительным значением данных документов для расследования несчастных случаев на производстве, а также возможности восстановить права работника - оспаривать увольнение или нарушение трудовых прав с учетом установленных законодательством коротких сроков обжалования в этой ситуации.

Изъятие указанных документов из-под действия электронного документооборота направлено на защиту интересов работников (как экономически более слабой стороны в трудовых отношениях) от возможного неправомерного и одностороннего изменения электронного документа, в том числе «задним числом», учитывая их влияние на исчисление сроков исковой давности по трудовым спорам.

Комментарии экспертной комиссии «Акцепт Групп»:

Указанные документы оформляются и подписываются работником и работодателем в письменном виде. Если их подписание будет осуществлено посредством кадрового электронного документооборота, они считаются не подписанными и не действительными.