Письмо Банка России от 21 декабря 2023 г. № 59-3-5/72729
«О публикациях практик на сайте Банка России»
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в рамках работы по информированию об используемых некоторыми банками в ходе взаимодействия с потребителями практиках, сообщает о следующих из них:
- Ненадлежащее информирование потребителя об условиях и стоимости дополнительных услуг при оформлении договора потребительского кредита через дистанционные каналы продаж
- Невозврат потребителю денежных средств, поступивших в счет погашения обязательств военнослужащих и членов их семей по кредитам (займам) после наступления обстоятельств, являющихся основаниями прекращения указанных обязательств, без подачи потребителем заявления на возврат данных денежных средств
- Ненадлежащее размещение на сайтах банков условий договоров потребительского кредита и тарифов за обслуживание – способами, затрудняющими их обнаружение для ознакомления потребителем
- Ограничение возможности заемщика отказаться от дополнительных товаров и услуг посредством использования практик, нацеленных на ограничение возможности заемщика возвратить стоимость дополнительных товаров/услуг в пределах предусмотренного законодательством «периода охлаждения»
- Ограничение возможности заключения договора потребительского кредита онлайн при не предоставлении заемщиком дополнительного номера телефона, номера телефона третьего лица/работодателя
- Некорректное консультирование клиентов при заключении договоров потребительского кредита – искажение и/или сокрытие сотрудниками банков в ходе устных консультаций информации, требующейся для принятия потребителем осознанного решения
Комментарии экспертной комиссии «Акцепт Групп»:
НФО должны избегать применение в ходе своей деятельности недобросовестных практик, выявляемых Банком России. Практики распространяются на все НФО, независимо от того, на практике кого они выявлены. НФО необходимо принять во внимание выявленные практики, и не допустить их в своей деятельности. При необходимости провести внеплановое обучение своих сотрудников.