Информация Банка России от 2 июня 2025 г.
«Банк России запустил сервис оперативного информирования о возможных нарушениях прав потребителей»
Граждане смогут оперативно сообщать о предполагаемом нарушении своих прав финансовыми организациями. Такая информация станет сигналом для того, чтобы регулятор провел контрольную закупку. В отличие от интернет-приемной через этот сервис человек сможет сообщить о нарушении, даже если оно не касается его лично.
Потребителям предлагается рассказывать о недобросовестных действиях банков, микрофинансовых организаций, страховщиков, субъектов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, а также операторов финансовых и инвестиционных платформ. Для этого достаточно заполнить форму обратной связи на сайте Банка России. Например, можно сообщить о навязывании дополнительных услуг при оформлении кредита или займа.
Если информация из этих сообщений подтвердится, регулятор может применить к финансовой организации надзорные меры, а результаты проверок будет периодически размещать на своем сайте.
Комментарии экспертной комиссии «Акцепт Групп»:
У НФО с 1 июля 2024 года изменились требования к работе с обращениями. Соответственно, Банк Росси при получении жалоб, заявлений или иных запросов от потребителей финансовых услуг перенаправляет их финансовой организации. У НФО есть 1 рабочий день на регистрацию обращения и предоставления ответа о его регистрации и далее 15 рабочих дней на рассмотрение и предоставление ответа. Банку России также необходимо дублировать предоставляемые ответы потребителю. А в рамках надзорной деятельности сообщение от потребителя может быть основанием для проведения проверки.