Информационное письмо Банка России от 27 октября 2025 г. № ИН-03-59/105

«О практиках информирования потребителей финансовых продуктов»

Банк России обобщил негативные практики информирования потребителей финансовых услуг о свойствах финансовых продуктов и рекомендовал отказаться от их использования.

К основным нарушениям предоставления информации относят:

  • Недостаточность (например, не сообщается о дополнительных услугах)
  • Неактуальность
  • Трудность в восприятии (например, сложная грамматическая структура изложения, в т.ч. приводящая к неоднозначному пониманию или двойному толкованию)
  • Необоснованные гарантии и (или) обещания (эффективности, доходности, безопасности инвестиций)
  • Некорректное сравнение с банковским вкладом (депозитом), которое указывает только на преимущества и не приводит сравнения по всем потребительским рискам
  • Ссылки на одобрение государственными органами и (или) Банком России
  • Недоказанность (отсутствие документального подтверждения)
  • Противоречия при сравнении устной и письменной формы предоставления
  • Использования приемов, усложняющих клиентский путь (например, указание о рисках и сопутствующих расходах шрифтом более мелкого кегля в отличие от основного)
  • Недостоверность в части сведений о финансовой организации

Кроме того, документ акцентирует внимание на том, что недопустимость подобных практик касается не только субъектов финансового рынка непосредственно, но и третьих лиц, привлекаемых в процессе взаимодействия с потребителями финансовых услуг.

Комментарии экспертной комиссии «Акцепт Групп»:

Документ содержит отсылку на ранее вышедшие в этом году Методические рекомендации от 20 января 2025 г. № 1-МР по применению основных принципов добросовестного поведения на финансовом рынке, в частности, на принцип прозрачности, в соответствии с которым субъекты рынка предоставляют и раскрывают полную и достоверную информацию о своих деятельности, финансовых продуктах и услугах.

Помимо прозрачности, Банк России также сформулировал принципы честности, справедливости, заботы, безопасности, профессионализма, ответственности и целостности.