Информационное письмо Банка России от 11 апреля 2024 г. №ИН-03-59/24

«О ненадлежащих практиках в потребительском кредитовании»

Банк России в деятельности кредиторов регулярно выявляет недобросовестные практики. Так, выявлен факт взимания с заемщиков по договорам потребительского кредита (займа) дополнительной платы (в том числе носящей систематический характер) за осуществление действий, связанных с договором потребительского кредита (займа), включая:

  • Изменение размера процентной ставки при заключении договора потребительского кредита (займа)
  • Изменение отдельных условий уже заключенного договора потребительского кредита (займа) (например, снижение размера периодического платежа, изменение даты его внесения, возможность пропуска платежа, реструктуризация задолженности заемщика и прочее)
  • Совершение кредитором действий, связанных с исполнением заемщиком обязательств по заключенному договору потребительского кредита (займа) (например, в части возможности досрочного возврата потребительского кредита (займа) в сокращенные сроки, получения возмещения части уплаченных процентов по договору потребительского кредита (займа), отказа кредитора от взыскания задолженности по договору потребительского кредита (займа) и прочее)

Эти практики приводят к изменению размера и состава расходов заемщика по обслуживанию потребительского кредита (займа), увеличивают риски введения заемщика в заблуждение относительно действительных условий заключаемого договора потребительского кредита (займа), поскольку объективная и всесторонняя оценка указанных практик ввиду их сложности требует более пристального внимания со стороны заемщика.

Комментарии экспертной комиссии «Акцепт Групп»:

Банк России советует кредиторам действовать добросовестно по отношению к заемщикам и избегать использования практик, создающих условия для нарушения прав заемщиков. Также кредиторы должны разрабатывать внутренние документы для выявления недобросовестных практик в своей деятельности, предотвращать их и принимать меры для устранения.